Программа «Культура нового поколения: энергосбережение и эффективность», задуманная энергетической компанией «Фортум», стартовала в 2015 году в Челябинске. Сегодня география программы распространилась на три региона. 7000 учеников в 58 школах страны изучают основы энергосбережения. За четыре года выпускниками академии «ПроЭнергию» станут 13 500 ребят. Тюменцы – не исключение. Три года ученики общеобразовательной школы № 41 в союзе с учителями и родителями изучают премудрости рационального потребления ценного ресурса - энергии.
Преподаватель начальных классов 41-й школы Наталья Владимировна Чайковская увлечена новым предметом не меньше своих учеников. Считает, что интерес детей к нему обусловлен требованием времени и живым наполнением.
– Наталья Владимировна, почему именно 41-я школа?
– Наша школа была рекомендована Департаментом образования Тюменской области, в итоге стала пилотной площадкой образовательного проекта «Фортум» в Тюмени.
– Для учителя, время которого и без того плотно занято, это дополнительная нагрузка. Почему взялись за образовательный курс, который даже не входит в обязательную школьную программу?
– В названии программы есть ключевые слова – «культура нового поколения». Современное поколение детей погружается в различные глубины знаний. Мы видим приоритетом научить их математике, иностранным языкам, робототехнике. Но при этом забываем о том, что вокруг многое глобально меняется: урбанизация тянет за собой ухудшение экологии, перегрузку всей городской инфраструктуры, растущее потребление энергии. При этом ресурсы ведь не безграничны. Производство энергии диктуем мы как ее потребители. Значит и мы должны думать о том, как правильно и рационально пользоваться энергией. Чем раньше наши дети будут понимать это и будут увлечены этими вопросами, тем сознательнее они будут относиться к целому комплексу проблем – от глобальных климатических изменений до прогнозирования своих квитанций за электричество. В этом суть предмета «ПроЭнергию, который мы старательно осваиваем.
– Как им даются эти знания?– Вы знаете, прекрасно! Во-первых, программа протестирована и одобрена для преподавания в начальных классах общеобразовательных школ. Представители «Фортум» позаботились об этом. Она не перегружена сверхзадачами, трудными для ребят. Множество игровых форм, коллективных историй, творчества. Дети увлечены, значит, им это под силу и нравится.
– Что больше всего запомнилось в этом учебном году?
– Каждый год в нашей школе проходят яркие творческие события. И как раз в марте этого года коллектив педагогов решил организовать игровые конкурсы, посвящённые энергосбережению и защите окружающей среды. В мероприятии приняло участие более 200 детей, 50 родителей и все педагоги начальной школы. Несмотря на то, что длилось оно более трех часов, в восторге остались все. Ведь праздник - для всех это был именно праздник - проходил в формате командного творческого состязания с конкурсами и финальным флэшмобом. Эмоциональный накал просто зашкаливал!
– В вашей школе это было впервые?– Дело в том, что ранее маленьких участников курса в конце учебного года приглашали в Челябинск на подобные встречи, где они общались с друзьями по курсу из других школ, знакомились, обменивались информацией, заряжались позитивом. Такие поездки были для них наградой! Однако все ребята и педагоги не могли поехать в силу объективных причин. И вот в этом году школа сама проявила инициативу и организовала творческий праздник для всех ребят и взрослых.
– Можно ли сказать о том, что школа пошла по следам южноуральских педагогов?
– Это один из общих форматов, который лежит в основе образовательного курса «ПроЭнергию». А вот сценарий энергичного праздника для детей, конкурсы, задания, игровые элементы разработали тюменские педагоги вместе с родителями.
– Действительно ли родители школьников тоже интересуются темой экологии и энергосбережения?– Многие родители – активные участники этой образовательной программы. Они помогают своим детям с выполнением различных домащних заданий и оказывают учителям огромную поддержку. Родители были модераторами наряду с учителями и, конечно же, болельщиками. Это говорит о том, что родители учатся вместе с детьми, вовлечены в процесс, тем самым поддерживают их в принципе. Многие из них и сами с удовольствием готовы узнавать азы энергосбережения. Хочу вам сказать, что наши детки гораздо более подкованы, чем многие взрослые, в вопросах энергетики и энергоэффективности!
– Продолжатся ли подобные мероприятия и в следующем году?
– Думаю, да. Эмоциональный отклик мы получили и от учеников, и от их родителей. Наши воспитанники были очень довольны – это главный критерий. Они живо и дружно включились в игру, задавали вопросы, переспрашивали. Дети именно в игре успешно закрепляют полученные теоретические знания. Ну и дух коллективизма помогает! Они – команда, они – обладатели знаний, они – вместе с папами и мамами! Такие события всегда успешны.
– Учебный год еще не закончился, но об его итогах вполне можно говорить сейчас. Как учащиеся усвоили программу курса?– Наши школьники не просто разбираются в элементарном энергосбережении и интересуются энергетикой, они увлечены этим проектом, его экологическими аспектами. Например, сейчас классы выращивают саженцы дуба. Ребята дружно следят за их судьбой, считают листочки. Мы ждём, что маленький дуб скоро окрепнет. Поэтому смело можно говорить, что проект «ПроЭнергию» учит детей быть ответственными за окружающий мир. Учебный год закончится, но полезные привычки, желание улучшать жизнь, бережно распоряжаться ресурсами планеты в ребятах непременно останутся.